Преемственность дошкольного и общего среднего образования

План работы по взаимодействию ГУО «Детский сад № 72 г.Гродно» и I ступени общего среднего образования ГУО «Средняя школа № 36 г.Гродно» в рамках преемственности на 2024/2025 учебный год

 

Тема

Сроки

Ответственные

1

Утверждение плана работы по взаимодействию в рамках преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой

сентябрь 2024

 

Руководство ГУО «Средняя школа

№ 36 г.Гродно»

2

Изучение нормативного правового обеспечения преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой

сентябрь 2024

 

Заместитель  директора по учебной работе    ГУО   «Средняя школа    №36     

г. Гродно» Матыщик Л.Т., заместитель  заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №72 г. Гродно» Шешко Е.М.

3

Согласование  плана совместной работы с ГУО «Детский сад №72 г.Гродно»

сентябрь 2024

Заместитель  директора по учебной работе    ГУО   «Средняя школа    №36     

г. Гродно» Матыщик Л.Т., заместитель  заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №72 г. Гродно» Шешко Е.М.

4

Выявление детей шестилетнего возраста микрорайона школы, не приступивших к обучению в 1-ом классе в 2024/2025 учебном году  (во взаимодействии с поликлиникой)

сентябрь 2024

 

Заместитель директора по учебной работе Матыщик Л.Т.

5

Организация работы объединений по интересам ГУО «Средняя школа  №36 г.Гродно» по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

 

сентябрь 2024

 

 

Заместитель директора по учебной работе ГУО   «Средняя школа    №36     

г. Гродно» Матыщик Л.Т., учителя начальных классов ГУО «Средняя школа №36     г. Гродно»

6

Изучение вопроса организации образовательного процесса в первом классе, размещенном на базе учреждения дошкольного образования

сентябрь 2024

 

Заместитель директора по учебной работе ГУО   «Средняя школа    №36     

г. Гродно» Матыщик Л.Т.

7

Совместное совещание для заместителей директоров по учебной работе на І ступени общего среднего образования, заместителя заведующего по основной деятельности по теме «Актуальные аспекты преемственности дошкольного и начального образования»

сентябрь 2024

 

Методисты ГУ «Учебно-методический кабинет Ленинского района г.Гродно»

8

Наблюдение за адаптацией учащихся 1 «Б»  класса. Оказание психологической помощи учителю в организации образовательного процесса по учебному предмету «Введение в школьную жизнь»

сентябрь  –

октябрь 2024

Заместитель директора по учебной работе ГУО   «Средняя школа    №36     

г. Гродно» Матыщик Л.Т.,  педагог – психолог ГУО «Средняя школа №36

г. Гродно», заместитель  заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №72 г. Гродно» Шешко Е.М.

9

Совместное заседание учителей государственного учреждения образования «Средняя школа №36 г.Гродно» и воспитателей дошкольного образования ГУО «Детский сад № 72 г. Гродно» по теме «Трудности адаптации первоклассников в школе»

октябрь 2024

 

 

 

Учителя начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г. Гродно», воспитатели дошкольного учреждения образования ГУО «Детский сад № 72 г. Гродно», педагог-психолог ГУО «Детский сад  № 72  г.Гродно», педагог-психолог ГУО «Средняя школа №36 г.Гродно»

10

Оформление на сайте учреждения образования вкладки для родителей будущих первоклассников

октябрь 2024

 

Заместитель директора по учебной работе Матыщик Л.Т.

11

Диагностика адаптационного процесса учащихся 1 «Б» класса с последующей оценкой результатов и принятию мер по ее итогам

октябрь 2024

 

 

Заместитель директора по учебной работе ГУО   «Средняя школа    №36     

г. Гродно» Матыщик Л.Т.,  педагог – психолог ГУО «Средняя школа №36

г. Гродно», заместитель  заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №72 г. Гродно» Шешко Е.М.

12

Совместные мероприятия с семьёй. Участие в «Неделе творчества»: изготовление поделок; выставка творческих работ учащихся 1 «Б» класса и воспитанников старших групп учреждения дошкольного образования

октябрь 2024, май 2025

 

 

 

Чигер Г.Р., учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г. Гродно», воспитатели дошкольного учреждения образования ГУО «Детский сад № 72 г. Гродно»

13

Составление рекомендаций воспитателям дошкольного образования по оформлению информационных стендов для родителей «Скоро в школу», «Уголок будущего первоклассника». Составление рекомендаций родителям по созданию необходимых условий для успешной адаптации ребёнка к школе

октябрь –

ноябрь 2024

Заместитель директора по учебной работе ГУО   «Средняя школа    №36     

г. Гродно» Матыщик Л.Т.,  педагог – психолог ГУО «Средняя школа №36

г. Гродно», заместитель  заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №72 г. Гродно» Шешко Е.М.

14

Ознакомление воспитателей дошкольного образования ГУО «Детский сад № 72  г. Гродно» с учебными программами по учебным предметам в 1-ых классах, знакомство учителей с учебной программой дошкольного образования

октябрь –

ноябрь 2024

Учителя начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г.Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад № 72 г. Гродно»

15

Открытые уроки, мероприятия «Посвящение в первоклассники», «Новый год у ворот» в 1 «Б» классе для педагогов учреждений дошкольного образования

сентябрь –

декабрь 2024

 

Чигер Г.Р., учитель начальных классов     ГУО   «Средняя школа    №36 г.Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад №72 г.Гродно»

16

Круглый стол для учителей 1 классов и педагогов выпускных групп учреждений дошкольного образования по теме «Преемственность детского сада, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»

ноябрь –

декабрь 2024

Учителя начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г.Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад №72 г.Гродно»

17

Посещение воспитателями учреждения дошкольного образования уроков и мероприятий в 1 «Б» классе

ноябрь – декабрь 2024

Чигер Г.Р., учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г.Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад №72 г.Гродно»

18

Взаимодействие СППС УДО и УО в рамках выполнения требований Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

2024/2025 учебный год

СППС,  ГУО «Детский сад №72 г.Гродно»   и  ГУО    «Средняя    школа   

№ 36 г. Гродно»

19

Проведение совместной выставки творчества дошкольников и учащихся 1 «Б»  класса к новогодним праздникам «Новогодний марафон»

декабрь 2024 –

январь 2025

Чигер Г.Р., учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г.Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад №72 г.Гродно»

20

Тренинг-практикум для воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов «Каким мы видим будущего первоклассника»

февраль 2025

 

Учителя начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г.Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад №72 г. Гродно»

21

Взаимопосещение коррекционных занятий учителями-дефектологами учреждений образования

 

февраль-март 2025

Учителя-дефектологи ГУО «Средняя школа №36 г. Гродно»,  учителя-дефектологи дошкольного образования ГУО «Детский сад № 72 г.Гродно»

22

Посещение школьной библиотеки воспитанниками детского сада. Викторина «Волшебный мир сказок»

2024/2025 учебный год

Библиотекарь ГУО «Средняя школа     №36 г.Гродно»

23

Методический мост «Преемственность учреждения дошкольного образования и школы – основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»

март 2025

Учителя начальных классов ГУО «Средняя школа №36 г.Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад №72 г. Гродно»

24

Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу детей старшего дошкольного возраста и последующая обработка результатов с выработкой рекомендаций и программы коррекции недостатков

март-апрель 2025

 

Воспитатели дошкольного учреждения образования ГУО «Детский сад № 72

г. Гродно»

25

Организация и проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для воспитанников учреждений дошкольного образования

апрель 2025

Заместитель  заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №72 г. Гродно» Шешко Е.М.,

26

Открытые занятия в дошкольных учреждениях для ознакомления учителей начальных классов с будущими первоклассниками

апрель 2025

Заместитель директора по учебной работе Матыщик Л.Т., воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад № 72 г. Гродно»

27

Анкетирование родителей «Готовность ребёнка к школе». Подготовка соответствующих рекомендаций. Выставка дидактических материалов, необходимых для обучения в 1 классе

апрель – май 2025

Педагоги-психологи и воспитатели дошкольного образования  ГУО «Детский сад № 72 г. Гродно»

28

Совещание для заместителей директоров по учебной работе І ступени общего среднего образования, заместителей заведующих по ОД по теме «Преемственность дошкольного и общего среднего образования – основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»

май 2025

Методисты ГУ «Учебно-методический кабинет Ленинского района г. Гродно», заместитель  директора по учебной работе Матыщик Л.Т., заместитель  заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №72 г. Гродно» Шешко Е.М.

29

Собрание для родителей будущих первоклассников

 

май 2025

 

Заместитель  директора по учебной работе Матыщик Л.Т.

30

Круглый стол «Готовность к школьному обучению»

май 2025

Заместитель  директора по учебной работе Матыщик Л.Т.

свернуть

Консультации для педагогических работников

Консультация для педагогических работников

«Психологическая готовность детей к школе»

 

 

       Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

  1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

     Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

     Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок не уверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

  1. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

      К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

       Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности.

      Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей навыка не бояться трудностей, стремления не пасовать перед ними, преодолевать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии дружеских и партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком.

  1. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы у ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне высшие психические функции: мышление, память, внимание, воображение, восприятие, речь. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. И достигает ребенок этой способности только тогда, когда с ним занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении и в игре. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность.

      Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то ребенку будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.

      Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

      К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свои фамилию, имя и отчество, возраст, дату рождения, адрес. Знать имена и отчества родителей, место их работы и понимать, что их дедушка и бабушка — чьи-то папа и мама (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.  Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

      Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но, если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

       Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. Д. Эта игра полезна и интересна для ребенка. Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.

      По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

 

Консультация для педагогических работников

«Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе»

 

 

 

 Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.    Все чаще у родителей и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться и как максимально подготовить его к школе. Озабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучению в целом и в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.

 Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Согласно определению, мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и т. д… Любое действие или любой поступок человека обусловлена мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека.

 В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов:

 - социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной значимости обучения, а также на стремлении ребенка к социальной роли школьника. Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как: «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»;

 - учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому;

- оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребенок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;

 - позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как: «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»;

 - внешние по отношению к школе и учению мотивы. Дети говорят: «Я пойду в школу, потому что так мама сказала»;

 - игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят: «Я хочу в школу, потому что там модно играть с друзьями».

 Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, ребенка 6-7 лет. Каждый из мотивов оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер.

 Достаточная сформированность учебно-познавательного и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно. А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость.

 Сложность оценки мотивов обучения у детей обусловлена тем, что вовремя беседы ребенок, чаще всего, дает социально одобряемые ответы. Можно сказать, что он дает те ответы, которые ждут от него взрослые. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе? » - дошкольник отвечает утвердительно. Этому есть объяснение: ребенку в возрасте 6-7 лет сложно анализировать свои желания в отношении еще не знакомой ему ситуации, таким образом, объективность ответа на поставленный вопрос можно ставить под сомнение. Однако, дать ответ на интересующий вопрос о желании ребенка учиться в школе, можно с помощью наблюдения за ним в привычных для ребенка ситуациях. Например, во время занятий в детском саду. Можно использовать стандартную беседу Нежновой как дополнительный источник информации.

 Формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к поступлению в первый класс.

         Работа воспитателя по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех задач:

 - формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

 - формирование положительного эмоционального отношения к школе;

 - формирование опыта учебной деятельности.

 Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу.

 Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы ими можно было отразить различные стороны школьной жизни: радость детей, которые идут в школу, значимость и важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения в школе и на уроках. Очень важно показать детям образы «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с дошкольниками на сравнении образцов правильного и неправильного повеления.

 При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). В сюжет игры можно включить образ Незнайки, который рисует образ ученика, который не хочет учиться, тем самым, нарушает установленные правила.

 Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.

  1. Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах.
  2. Способствуйте формированию у ребенка веры в свои силы, не допускайте снижения самооценки ребенка. Каждый раз, когда ребенок прилагает усилия для выполнения задания хвалите его, указывайте на допущенные ошибки и объясняйте, как их можно исправить, чтобы улучшить результат.
  3. Способствуйте развитию у ребенка навыков общения: учите ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи.
  4. Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что интерес – это сильная мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше.
  5. Способствуйте развитию умственных способностей ребенка. И помните, что достижение успеха в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой.
  6. Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.
  7. Будьте терпеливы, рекомендуется не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности.

 

Консультация для педагогических работников

«Мотивационная готовность детей к обучению в школе»

 

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Мотивационная готовность к школе – это важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Одним из главных условий успешного творческого усвоения знаний является наличие мотивов учения, их содержание и устойчивость.

Поэтому мотивационная подготовка детей 6 лет к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность, которая теснейшим образом связана со стремлением к узнаванию нового.

Вопросы готовности к обучению в школе рассматривают такие педагоги и психологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие.

Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин указывают на тот факт, что готовность к школе в мотивационном плане является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6 лет. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения, выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

Если ребёнка привлекают чисто внешние школьные атрибуты (портфель, звонок, новые школьные принадлежности), то это позиция дошкольника, а если его привлекают атрибуты учения (ему нравится читать, писать, решать), то это уже позиция ученика.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. В исследованиях Л. И. Божович, показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого – получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего – интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала», и т.д.

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить 6 групп мотивов:

социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только десятки);

-  позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);

игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Для того чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

Выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

  1. Интеллектуальная готовность(способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
  2. Эмоциональная готовность(мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
  3. 3. Социальная готовность(потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.

Работа по формированию мотивационной готовности проводится по следующим направлениям (теория Л.А. Венгера и Д.Б. Эльконина):

  • формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению: целевые прогулки к школе, чтение стихов о школе, рассматривание картин о школьной жизни, организация различных выставок «Наши мамы и папы – школьники» и т.д.;
  • формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию знаний: экскурсии в школу, создание в группе уголка первоклассника, сюжетно-ролевая игра «Школа», дидактические игры о школе;
  • ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения: театрализованная деятельность; игры, моделирующие школьную жизнь; беседы «Что можно сделать за перемену», «Школа и ее правила»;
  • признание роли и авторитета учителя: беседы об учителе, чтение стихов, встречи с учителями школы, в которую пойдут дети.

В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяет отношение к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.

Рекомендации педагогам для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе:

  1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.
  2. Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка на занятиях, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
  3. Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.
  4. Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не забывайте: развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
  5. Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  7. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  8. Обсудите с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  9. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

Консультационный материал подготовлен из интернет-источников

свернуть

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

1. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

2. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»

3. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04 августа 2022 г. № 203 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования»

5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № 228 "Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования"

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2019 г. № 525 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".

7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".

8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися»

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 года №322 " Об утверждении Положения об учреждении общего среднего образования"

свернуть

Рекомендации специалистов

Консультация для законных представителей будущих первоклассников «Первый раз в первый класс!»

Наступает 1 сентября, и мы, взрослые, всегда волнуемся. Особенно усиливается это чувство, когда наш малыш идет в первый класс. Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Что привлекает ребёнка в школе? Почему с такой радостью он собирается в школу? И почему так быстро эта радость исчезает из жизни малыша? Как правило, больше всего привлекают внешние атрибуты школьной жизни - ранец, тетради, учебники, радует новый статус школьника или гимназиста, новые знакомства, новые друзья. Всё это, конечно, сильная мотивация, но ещё не сформировавшееся отношение к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание трудиться ради получения знания, но в то же время, это хорошее начало.  Только вот представления ребенка о школе, об учебном процессе далеко не всегда совпадают с той реальностью, в которую он попадает. И что еще более сложно: желание стать хорошим учеником далеко не всегда совпадает с его возможностями, ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация к новым условиям во многом определяются состоянием здоровья, физической подготовки, интеллектуального развития и, во многом, психологической устойчивостью.

Ребенка, пришедшего в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Подготовлен ли он к этому? Есть ли у него уже практика общения со сверстниками и со взрослыми, которые не являются близкими людьми? Младшему школьнику нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой, научиться владеть собой: сдерживать сильные эмоции, слушать и воспринимать информацию, подчиняться общему порядку. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. На смену беззаботными играм приходят ежедневные обязательные учебные занятия, которые требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, компьютерными играми, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается по-прежнему большой.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих детей, и особенно шестилеток, социальная адаптация представляет существенную проблему, так как личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности еще не сформировалась. Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль –школьника и достигается целым рядом условий.

Прежде всего, это развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения. Не менее важно развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми – не членами семьи, быть общительным, интересным, успешным – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами.  Важнейшее условие успешной адаптации к школе - формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки. Конечно, лучше всего – если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, это несомненно способствует ускорению процесса адаптации. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.

Все чаще учителя отмечают увеличение числа чрезмерно активных детей, а также детей ослабленных, которые не способны высидеть весь урок и быстро теряют интерес к занятию, отвлекаются, смотрят в окно. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают учителю вести урок. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. Но, к сожалению, не все учителя обращают свое внимание на подобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают детей, которых можно назвать «виртуально отсутствующими». В этом случае полезно вмешательство родителей, которые   знают особенности своего ребенка, и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.

Наиболее распространенная форма проявления школьного неблагополучия тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в себе и в правильности собственного поведения. Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка является недостаточный уровень школьной зрелости, может быть связано во многом с состоянием его здоровья. Задача педагогического коллектива создать совместно с родителями такие условия, в которых описанные трудности не будут тормозить развитие учащегося, не скажутся на мотивации, а значит и на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности.  

Как помочь ребенку стать уверенным в себе? Прежде всего, и родителям, и педагогам нужно принять мысль о том, что ребенок имеет право на свою точку зрения, научиться проявлять уважение к его душевному настрою, словам и образу мысли. Даже в тех случаях, когда всем кажется, что ребенок говорит глупости, надо выслушать его, а не поднимать на смех.  Взрослым надо научиться позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты ни казались.  Сегодня он хочет стать ученым, завтра – летчиком. Ребенку нужна мечта, это помогает ему развиваться, чувствовать себя более уверенным в реальном мире. И еще совет: пусть и не всегда, но предоставляйте ребенку право осуществлять самостоятельный выбор, поддерживайте принятие самостоятельных решений.  Конечно, он   может ошибиться, но  все мы учимся на своих ошибках. Ребенок должен быть уверен, что у него есть право на ошибку, а, кроме того, надежный тыл, постоянная поддержка. Это важно для того, чтобы его поступками  двигал не страх, а убеждения, любовь и другие мотивы.

Родителям, как, впрочем, и учителям,  важно научиться  не сравнивать своего ребенка  с другими, не ставить ему в пример кого бы то ни было. Каждый человек - индивидуальность, и ребенок должен понять это как можно раньше, чтобы в трудных ситуациях не терять самоуважение. Мы, взрослые, часто делаем ошибку, не позволяя ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, индивидуальными особенностями. Нам трудно принять, что он вовсе не обязан соответствовать тому образу, который существует в нашем воображении. Часто ребенок сильно переживает, что не может быть таким, каким  мы хотим его видеть.  Это не идет ему на пользу, результаты его деятельности только ухудшаются.

И все же, на вопрос:  «С шести или с семи лет отдавать учиться своего ребенка?», педагоги и психологи однозначно отвечают – с шести, хотя такое решение, конечно, нужно принимать очень индивидуально, в зависимости от здоровья и физиологии ребенка. Почему с шести? Прежде всего, потому, что современный малыш в шесть лет уже вполне готов к обучению, по росту и весу, по уровню интеллекта и подвижности он где-то, наверное, превосходит нас в семь лет. А посмотрите на занятия детей в детском саду, или в  «школах раннего развития»,  где детей в игровой, занимательной форме обучают грамоте и счету, развивают логическое мышление и речь  с 3 - 4 лет, причем довольно эффективно. Замечу, что такие школы, несмотря на немалую оплату, не пустуют, причем как в столице, так и в других городах. С этого же возраста дети успешно манипулируют с планшетами, овладевают электронными развивающими играми, легко усваивают огромное количество информации.

Вопрос в другом. Как чувствует себя малыш в школьной обстановке, комфортно ли ему, идут ли на пользу уроки, новый режим дня, взрослый ритм жизни?   Все чаще мы слышим от учителей и родителей: «Дети не готовы к школе…», «Дети не хотят идти  учиться», «Дети боятся школы…». Мало того, педагоги замечают, что очень часто даже те, кто шел в школу с радостью и горел желанием поскорее получить в руки «Букварь» и тетрадку, быстро теряют свои желания, становятся вялыми, пассивными, как будто гаснет огонек в глазах. Почему так происходит, что нам нужно изменить в первом классе, чтобы наши дети не теряли интерес к обучению, бежали  на урок с радостью, чтобы сбылись слова французского философа-педагога Монтеня: «Где для детей польза, там должно быть и   удовольствие»?

Во-первых, нужно более внятно провозгласить программу: «Каждый ребенок должен иметь право идти в школу подготовленным». В этом направлении немалая роль отводится детским дошкольным учреждениям. Но этого мало. 

Родители должны хорошо усвоить, что если мы хотим, чтобы наши дети не болели в первом классе, чтобы они чувствовали себя комфортно и не испытывали постоянный стресс, им нужно заранее помочь практически: позаботиться о развитии моторики мелких мышц, определенных коммуникативных умений, психологически подготовить, настроить, сформировать положительное отношение к школе. К сожалению,    педагоги не возлагают особых надежд на  подготовку детей к школе  в семье, силами  родителей. Но это не повод полностью отказываться от такого важного резерва. По сути, никогда ранее и не предпринималось попытки в обязательном порядке научить  родителей, как готовить ребенка к школе, обеспечить мам и пап специальными пособиями, а затем и спросить с них, как они исполнили свою роль в таком важном деле. Учитель, который в следующем году будет работать с шестилетками, может встретиться с родителями, поговорить о проблемах, которые часто подстерегают детей в период адаптации к школе, посоветовать им какие-либо эффективные формы подготовки детей к занятиям.   Сейчас, когда интерес и внимание к образованию в обществе заметно возрастают, это видится мне вполне реальным.

И вот малыш в школе. Курс «Введение в школьную жизнь», который рассчитан на 20 учебных дней и предусматривает в качестве главной задачу адаптации ребенка к школьной среде и постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Нет сомнений, такой курс необходим.  Параллельно с вводными уроками   понемногу, средствами игры, такой понятной и любимой всеми дошколятами, осуществляется введение в математику, введение в  программу «Человек и мир».  Естественно, при этом уместны исключительно активные методы обучения, когда ребенок включен в познавательную деятельность средствами общения и игры, когда за партой ученик проводит минимум времени, и только для того, чтобы что-либо слепить, нарисовать или раскрасить, что-то сделать своими руками. В первый год есть одна главная цель – научить ребенка учиться без стрессов, с полным сохранением его здоровья и эмоционального состояния, создать максимальные условия для того, чтобы ребенок поверил в себя, в свои возможности. Нам нужно помнить, что все болезни  – от стрессов, а стресс начинается там, где планка требований к ребенку намного превышает планку его возможностей, где нет мотивации и интереса к познанию,  обучению, продвижению по собственной шкале развития.

Внимание к детям и в семье и в  школе, разумный уровень требований, недопустимость чрезмерного давления на малышей – это тот минимум условий, соблюдение которых поможет нам сделать  период адаптации к школе менее трудным, избавит детей от стресса. Родителям   следует помнить, что завышенные ожидания часто приводят к тяжелым разочарованиям. Может быть,  не стоит каждый день спрашивать у маленького школьника: «Ну, что сегодня получил? Где твои десятки-девятки? Как твои успехи?». При этом ребенок постоянно чувствует, что от него ожидается только положительный ответ, а неудача, неуспех совершенно недопустим. Может, просто и по-доброму нужно интересоваться, как себя чувствует малыш, хорошо ли, комфортно ли  в классе, что ему удается, а что вызывает трудность.  И тогда все у него получится!

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Сегодня в школе шестилетки. В результате опытно-экспериментальной работы, в которой принимали участие педагоги, психологи, физиологи, врачи-гигиенисты выявлены данные, позволяющие считать научно обоснованным решение начинать обучение детей в школе с шести лет.

Кто же они такие, шестилетки? Каковы их особенности? Чем они отличаются от пятилетних детей и тех первоклассников, которые начинают обучение в школе с семи лет? Все ли они действительно готовы к обучению в школе? Чем отличаются друг от друга психологически готовые и неготовые к школе дети? Кто должен обеспечить формирование готовности к школе и, наконец, какова роль и возможности родителей в решении этой проблемы?

Прежде чем давать родителям советы об их участии в подготовке детей к школе, дадим ответы на поставленные вопросы.

Начнем с психологической характеристики возраста

Шесть лет – это рубеж между беззаботной жизнью дошкольника и сложной школьной жизнью, c ее непростыми требованиями, обязанностями, с необходимостью регуляции деятельности  и поведения.

У многих детей психологический возраст не совпадает с паспортным возрастом. Так, среди шестилеток, оказавшихся за школьной партой, немало детей с полноценной психологической готовностью к школе. Они легко вписываются в школьную жизнь, готовы систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Но даже во втором классе школы встречаются дети с типично дошкольным поведением и складом психики: они приносят в школу игрушки, отвлекаются на уроках, им не хватает усидчивости и умения учиться.

Где же искать те признаки, по которым можно определить психологический возраст и тем самым установить, является ли ваш ребенок еще дошкольником, или он уже может стать младшим школьником? К чему приводит смещение на год сроков начала обучения, и все ли дети становятся школьниками, сев за парту 1 сентября?

Психологические новообразования, важные для вхождения в школьную жизнь, у большинства детей накапливаются на протяжении седьмого года жизни и подготавливают переход от игровой к учебной деятельности. Причем, этот процесс мало зависит от того, посещает ли ребенок детский сад, или он уже оказался за школьной партой. Обучение шестилетних детей должно быть подчинено задаче подготовки к учению школьного типа.

Остановимся на характеристике этих новообразований.

Психофизиологические особенности шестилеток

Процесс развития имеет свою логику и закономерности, не считаться с которыми в обучении шестилетних детей нельзя. Главная характеристика этого этапа – перестройка в общем развитии ребенка. Следует учитывать, что психическое развитие тесно связано с физическим ростом и органическим созреванием.

Главные новообразования этого периода:

* Меняются пропорции тела, динамика движений, их координация, скорость, сила; созревают железы внутренней секреции, развивается нервная система, формируются сложные системы связей в коре головного мозга, совершенствуется  нервный аппарат органов чувств, речи, движений.

* Характерно интенсивное развитие всех жизненно важных систем и сбалансированность в их работе. Системы кровообращения, дыхания, гормональной регуляции работают как единый механизм, мозг снабжается кровью, обогащенной кислородом, что обеспечивает  всплеск работоспособности и выносливости при вхождении в учебную деятельность.

Перестройка мозговой активности: быстрое развитие второй сигнальной системы, установление межполушарной ассиметрии (у девочек – левое полушарие созревает раньше, чем у мальчиков). Левое полушарие отвечает за произвольные, осознаваемые акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции, поэтому шестилетние девочки дисциплинированы, послушны, сообразительны, быстро адаптируются к новым социальным установкам. Правое полушарие отвечает за реализацию непроизвольных интуитивных реакций, иррациональное мышление, образную память, отрицательные эмоции, поэтому в поведении шестилетних мальчиков сохраняется  импульсивность, порывистость, азарт, всплески негативных эмоций, а став школьниками, они хуже адаптируются к  строгим требованиям дисциплины в школе.

* Возникновение условного коркового торможения создает условия для осознанной регуляции поведения и деятельности как самим ребенком, так и  для управления вхождением детей в процесс обучения со стороны взрослых (педагогов и родителей). Происходят серьезные изменения в самих психических процессах и их межфункциональных отношениях: внимание, восприятие, память, воображение становятся произвольными, осознанными; активизируются все мыслительные операции.

Все перечисленные новообразования, бесспорно, важны для включения ребенка в школьную жизнь.

Но не следует забывать и о слабых сторонах психофизиологического развития детей:

* нервная система дошкольника, с одной стороны, пластична, готова к формированию новых связей, но в то же время и очень уязвима;

* основные свойства нервных процессов еще неустойчивы: по-прежнему, возбуждение преобладает над торможением. Это приводит к тому, что поведение во многих ситуациях остается импульсивным, энергетически затратным, ребенок быстро устает. Спасает быстро развивающееся охранительное возбуждение (в поведении преобладает суетливость, беспокойство, непоседливость);

* не завершена миелинизация (процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС; такая оболочка повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе) двигательных зон коры больших полушарий, поэтому погружение в деятельность, требующую точных движений, координации движений руки и глаза должно быть строго нормированным (прежде всего, при письме);

* вторая сигнальная система быстро истощается, ее перегрузка приводит к быстрому утомлению и снижению концентрации и устойчивости внимания; физиологически способность к концентрации внимания, умение быть усидчивым и сосредоточенным приобретается к 7 – 8 годам, когда сформируются лобные доли коры больших полушарий.

ВЫВОД: не считаться с физиологической перестройкой нельзя, перенапряжение опасно, чревато срывами, стрессами. Это особенно важно знать тем родителям, которые пытаются перед школой загрузить ребенка «по полной программе» (музыка или изостудия, спортивная секция, иностранный язык и т.д.). Даже если кажется, что ребенок все это посещает с удовольствием, в конечном итоге он платит слишком высокую физиологическую цену.

Психологические особенности переходного периода

Шесть лет – это рубеж между беззаботной жизнью дошкольника и сложной школьной жизнью, c ее непростыми требованиями, обязанностями, с необходимостью регуляции деятельности и поведения. Переход не может произойти мгновенно, подготовка должна проходить в недрах дошкольной жизни.

Год, отделяющий шести и семилетнего ребенка, очень важен.

Психологи характеризуют этот период как особый переломный, переходный, кризисный этап в развитии ребенка. В период кризиса происходит смена социальной ситуации развития, смена ведущего вида деятельности, смена образа жизни. Важно понять, что изменилось в психике детей в связи с тем, что дети пошли в школу с шести лет.

Симптоматика кризиса: нарушается общая картина благополучия в воспитании детей, появляется негативная симптоматика поведения, строптивость, упрямство, обесценивание роли взрослых, происходит потеря детской непосредственности, беспричинная смена настроения.

Еще совсем недавно такие живые и открытые, они вдруг утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, становятся строптивыми, своевольными, часто ведут себя в соответствии со своей внутренней позицией, со своей личностной индивидуальностью. У каждого уже накопился пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, сложилось собственное представление о мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности, темперамент, привычки. Они такие разные!

Неудовлетворенность своим положением проявляется у тех детей, которые прошли через кризис, но остались в старой социальной ситуации развития (т.е. не пошли в школу), или у тех детей, которые не подошли к порогу кризиса, но оказались за школьной партой. Наступление переходного периода характеризуется появлением в поведении негативной симптоматики поведения, обусловленной неудовлетворенностью ребенка своим местом в системе общественных отношений и переживанием эмоционально-личностного дискомфорта. Особенно ярко симптомы кризиса проявляются у детей, психологически готовых к школе, но оставшихся в детском  саду. Их поведение становится неуправляемым, появляется непослушание, кривляние, менерничание, они часто идут на открытый конфликт с близкими, значимыми взрослыми. Им становится тесно в старой социальной ситуации развития, они выросли из нее.

Еще труднее тем детям, которые не готовы к школе, но уже сели за школьную парту. Они остаются дошкольниками, они еще не наигрались, поэтому часто не реагируют на замечания взрослых, делают вид, что не слышат их, или идут на открытый конфликт. Они не могут принять школьную жизнь, им хочется обратно в детский сад. Не все шестилетки готовы стать младшими школьниками и не становятся ими, оказавшись за школьной партой 1 сентября.

Негативная симптоматика поведения, описанная Л.С.Выготским, присутствует не у всех детей. И все это очень быстро проходит, если родители поддерживают стремление ребенка к новому образу жизни. Эти перемены указывают на то, что ребенок недоволен сложившийся ситуацией, образом жизни, он готов к вхождению в новую социальную ситуацию развития, т.е. он готов стать школьником. Это может произойти в интервале от 5,5 до 7,5 лет.

Важным показателем готовности к новому образу жизни является перелом в игре. Теряется интерес к ролевой игре, ей на смену приходят игры интеллектуальные. Изменяются отношения со взрослыми. Для ребенка важно, чтобы взрослые поддержали его свободу выбора той или иной позиции, стремление к самоуважению, считались с тем, что у него уже есть свой внутренний мир личности, мир чувств и желание повзрослеть. В этот период формируется: произвольная регуляция поведения, ориентированная на социальные нормы и требования; внеситуативное поведение в соответствии со свободно принятой внутренней позицией;  перенос действий во внутренний план; независимость внутренних действий от внешней ситуации.

Для оценки готовности к школе важен не объем знаний, а то, как подготовлена психика ребенка к новым условиям, к новому режиму и ритму жизни. Родители должны оценить, справится ли ребенок с новым ритмом жизни и новыми нагрузками, не испугается ли новых требований, сможет ли принять новую роль взрослого – роль учителя.

Что поможет ребенку приспособиться к роли школьника?

* Внутренняя позиция «Я школьник». Эту новую роль ребенок сначала примеряет на себя в ролевой игре в школу (где он, как правило, берет на себя роль ученика, ведь она наполнена действием – выполнением учебных заданий).

* Умение и желание учиться, постигать новое. Помогут занятия по расширению кругозора, способные вызвать удовольствие, восторг, удивление от постижения нового.

* Умение доводить любое дело до конца, целеустремленность (даже при выполнении заданий, которые даются тяжело или кажутся скучными и ненужными). Родители должны понимать, что целеустремленность нельзя подготовить за год до начала школьного обучения, важно всегда, на протяжении всего дошкольного детства, поддерживать старания ребенка, одобрять каждое усилие для достижения цели.

* Способность анализировать, сопоставлять, вести интеллектуальный поиск. Учите рассуждать, свободно выражать свои мысли, пополняйте словарный запас. Часто ребенок владеет массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет совершать элементарные интеллектуальные операции, которые помогут ему осознанно выдвигать гипотезы и делать открытия (а не получать информацию в готовом виде).

* Опыт общения со сверстниками  в детском саду: развивает способность детей к сотрудничеству и содержательному общению друг с другом в совместной деятельности, формирует умение договариваться, уступать, понимать позицию другого ребенка. Но, к сожалению, не всегда ребенок сможет перенести опыт общения со сверстниками из детского сада в школу. Статусное положение в системе взаимоотношений обязательно придется завоевывать заново – в школе будут действовать новые ценности и мотивы. Родителям предстоит помочь ребенку в преодолении трудностей общения с новыми детьми.

* Готовность к общению и взаимодействию со взрослыми. Ребенку предстоит принять особую позицию школьного учителя, понять специфичность учебных ситуаций и учебного общения, подчиниться требованиям, которые предъявит к нему новая социальная ситуация развития.

Как прожить год перед школой и подготовить ребенка к новой жизни?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

* Не забывайте, что «детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая  жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

* Не лишайте ребенка детства, не требуйте невозможного. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества! Не забывайте, что ребенку хочется играть, шалить и чувствовать, что его  любят! Не надо отнимать у ребенка время, дарованное природой для беззаботной жизни, не надо спешить с обучением чтению и, тем более, письму. Если ребенок будет учиться читать неправильно, переучивать его труднее, чем начинать с нуля. Это должны делать профессионалы. Но если ребенок проявляет интерес и начинает читать, следите за тем, чтобы чтение было плавным, слоговым (а не побуквенным), без повторов.

* Базовые знания, необходимые для подготовки к школе, ребенок освоит в детском саду в соответствии с учебной программой дошкольного образования (основы грамоты и механизма слогового чтения, счет до 20 и простые математические операции, освоит умственные действия – классификацию, обобщение, сравнение, сопоставление, действие по образцу, моделирование пространственных отношений и т.п.).

* В процессе ежедневного общения с ребенком ненавязчиво, без принуждения  учим думать: через игру решаем простые математические задачи на сложение, вычитание, называние смежных чисел;  наблюдая за людьми на улице, за  движением  транспорта, за перемещениями птиц, собак и т.п. развиваем наблюдательность, учим замечать сходство или различия, сравниваем сопоставляем, пополняем словарный запас.

* Развиваем речь. Помогает чтение вслух, чтение по ролям, игры со словами, преобразование слава с помощью различных префиксов-суффиксов, падежных и родовых окончаний. Полезны игры на развитие фонематического слуха: покажите, как меняется смысл слова, если теряется, или меняется, хотя бы один звук (коса – коза, дом – дым, гора – нора, Любочка – юбочка – бочка и т.п.). Эти упражнения научат ребенка вслушиваться, быть внимательным при восприятии речи взрослого, помогут избежать ошибок при чтении, а потом и при письме.

* Развиваем логику: учим устанавливать логические связи между объектами, устанавливать нарушения этих связей и вести логичное доказательство с помощью картинок-путанок (их можно найти в различных журналах для детей под рубрикой «Что перепутал художник?»). Полезны игры на обобщения (назови одним словом – стол, стулья, диван – …?; столяры, маляры, плотники – …?); на конкретизацию понятий (обувь – …, цветы – …, мебель – …?); на обобщение рядов понятий более широкого объема (назови одним словом: птицы, звери, рыбы – …?, часы, весы, градусники – ...?); на классификацию и сравнение (можно использовать наглядный материал – предметы или картинки, а так же слова в играх типа «Четвертый лишний!»; на отнесение свойств предметов к заданным эталонам (находим в интерьере все квадратное, или круглое; находим все красного или зеленого цвета, фантазируем «На что похоже?»).

* Развиваем мелкую мускулатуру руки и координацию движений: полезна лепка, работа ножницами, рисование мелких деталей карандашом, фломастерами; пальчиковая гимнастика, массаж рук – все эти занятия не только подготавливают руку к письму, но и активизируют работу речевых центров и способствуют  развитию способности воспринимать и понимать речь.

* Развиваем память и внимание: начнем с простых игр «Что изменилось?», «Чего не стало?». Во всей окружающей обстановке и дома, и на улице, и во дворе есть что запоминать. Но надо мобилизовать внимание, заметить, выделить, запомнить, чтобы  потом – вечером, завтра, через день или даже неделю  отметить, что же изменилось (в расстановке предметов  в комнате и на кухне, в витрине соседнего магазина, во дворе на детской площадке, на соседней улице, по дороге из дома в детский сад…). Хорошо, если и педагог в детском саду увлечет детей такой игрой. Вместе вы научите детей быть внимательными, замечать малейшие изменения в одежде, в поведении, в настроении окружающих людей, разовьете наблюдательность!

Но для подготовки к школе, к учебной деятельности школьного типа необходимо овладение специальными приемами запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Поможем ребенку уйти от механического запоминания путем простого многократного повторения. Пришла пора осмысленного запоминания, которое опирается на умение устанавливать связи между тем, что уже известно и новым материалом. Помогут ассоциации по сходству, по смежности, по контрасту, по смыслу, и даже случайные. Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному признаку. Научившись устанавливать эти связи и группировать по выделенным признакам, ребенок сможет подчинить эти умственные действия целям запоминания.

* Непременным условием интенсивного интеллектуально-познавательного развития детей перед школой является создание предметной среды, способствующей развитию познавательной активности ребенка, а также создание оптимальной среды общения и условий для совместной деятельности детей и взрослых. Проводите больше времени с ребенком, вместе читайте, обсуждайте прочитанное, отвечайте на вопросы, мастерите, помогайте ребенку  придумывать разнообразные поделки из бросового материала (шишек, веток, желудей, ниток, кусочков ткани, бумаги, коробочек и т.п.).

* Важно помнить, что внутренний мир ребенка – это мир не только ясных, отчетливых знаний, конкретных представлений, но и мир причудливых образов, невероятных аналогий, неуемной фантазии. Прислушайтесь к ребенку, не торопите его, дайте возможность по-своему осмыслить новую информацию. Пусть он выразит свое отношение к миру и к процессу познания. Важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, подчас неожиданных сведений об окружающем его мире!  Поощряйте  экспериментирование. И даже если ребенок идет путем проб и ошибок, он неизбежно откроет для себя новые способы преобразования объектов (при конструировании, рисовании, при решении пространственных задач, может быть, когда вместе с мамой печет пироги или делает салат и т.п.).

Психологические противопоказания для начала обучения в школе

Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Если ребенок не чувствует себя будущим школьником, еще не наигрался, если у него не появилась тяга к теоретическим знаниям, если он по своему психическому развитию является дошкольником, то школу ему пока посещать рано. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия, необходимость не просто высидеть, а напряженно работать три или четыре урока, будут тяжелы для ребенка. Часто «школьный стресс» провоцируется желанием родителей получить сиюминутный результат (причем, методом постоянного давления на ребенка, ограничения свободы, сравнения с другими детьми, которые почему-то успешнее их любимого чада).

Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая «не лучшие времена», полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.

Появление в семье новорожденного (а еще проблемнее – близнецов). Первоклассник и грудной ребенок – не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Ослабление внимания к старшему ребенку неизбежно вызывает  ревность, обиды, агрессивное отношение к младенцу. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в детском саду.

Правильная организация процесса подготовки к школе может стать увлекательным занятием и для детей, и для их родителей.

 

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет. Особенности поведения ребёнка старшего дошкольного возраста

- теряет детскую наивную непосредственность и импульсивность в поведении, нормальное поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой;

- способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

- удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

- начинает осознавать и обобщать свои переживания. И это влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается;

- активно интересуется отношением окружающих к себе;

- претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве;

- взгляд на окружающий мир становится более реалистичным. (по-прежнему любит волшебные сказки, но уже умеет отличать правду от вымысла);

- возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». На смену игровой мотивации приходит иная, познавательная. Появляется желание у ребенка учиться и узнавать новое. Приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению.

Родительская стратегия поведения.

Советы на каждый день

- планирование жизни ребенка. (Начинайте приучать его планировать свои действия, что нужно сделать сегодня, завтра и т. д. Старайтесь каждый день вечером выделять для ребенка 5-10 минут на подведение итогов дня. Тут же продумайте план на завтра);

- обучение без принуждения. (Обучение детей грамоте ненавязчиво, в непринужденной, доброжелательной обстановке: дидактические игры, яркие наглядные пособия, театрализация);

- создайте детскую библиотеку. (книжки-раскраски, сказки, информационная литература, серия «Мои первые книжки»);

- научите ребенка не только правильно отвечать на вопросы, но и грамотно их формулировать;

- развивайте любознательность. (научите играть в шашки, шахматы. Организуйте совместные походы в театр, музей, прогулки на природу);

- постарайтесь понять, что ребенку действительно нравится, чем он занимается с удовольствием. Развитие способностей, которые приносят радость, позволит ребенку больше узнать о себе и мире, укрепит веру в себя;

- дайте возможность ребенку активно учиться. (учиться музыке, танцам, пилить, строгать и т. д.) Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект;

- если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно;

- научите ребенка не бояться делать ошибки;

- помогите ребенку развить чувство ответственности, определив круг его обязанностей. И поощряйте их регулярное и хорошее выполнение.

 

Консультационный материал подготовлен из интернет-источников

свернуть

Перечень статей из периодических изданий по актуальным проблемам преемственности дошкольного и общего среднего образования

Перечень статей из периодических изданий по актуальным проблемам преемственности дошкольного и общего среднего образования, освещающим вопросы единого подхода в образовании детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: ознакомление с материалами периодической печати будет способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов, росту творческого потенциала, поможет в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

«… школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

…От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский

  1. Алексеева, Е.Л. Использование образовательных решений ЛЕГО при подготовке ребенка к школьному обучению /Е.Л.Алексеева, Е.А.Бохан // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – №6. – С.32-36
  2. Анищенко, Н.В. Критерии и показатели оценки результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования.-2019/Пачатковая школа №2.-63
  3. Атрашкевич Г. Ищем пути взаимодействия.-2016/Пралеска № 9.-с.34
  4. Ашмянская, А. В. Рекомендации по подготовке детей к обучению в школе / А. В. Ашмянская / Пачатковая школа. - 2020. - № 6. - С. 60
  5. Безрукова, Н.Е. Как обеспечить преемственность между дошкольным и школьным обучением/Н.Е.Безрукова// Народная асвета.- 2012.- №6.- С.34-36.
  6. Васюк Л. Мы - вместе .-2014/Пралеска №8.-С.24-26
  7. Герман, О. В. Преемственность в обучении, развитии и воспитании учащихся при переходе на II ступень общего среднего образования. Психолого-педагогический консилиум / О. В. Герман // Пачатковая школа. – 2018. – № 6.
  8. Грабарь,Н.Д. Ребенок идет в первый класс. Что нужно знать родителям. / Н.Д.Грабарь / Пачатковая школа.-2021.-№7.
  9. Давидович А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях:  организационный, содержательный и образовательно-технологический аспект.-2014/Пралеска №8.-С.4-8
  10. Жукова И. Решая обозначенные проблемы. .-2014/Пралеска №8.-С.18-22
  11. Котова, Н.В. Первый раз в первый класс, или Как помочь ребенку стать успешным учеником /Н.В.Котова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – №6. – С.28-31.
  12. Кравченко, Л.С. Организация работы по осуществлению преемственности в учреждении общего среднего образования /Л.С.Кравченко // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – №6. – С.37-44.
  13. Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе /Д.Н.Маркович//Диалог. – 2013. – №8. – С.9-12.
  14. Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе /Д.Н.Маркович//Диалог. – 2013. – №9. – С.3-6.
  15. Медведская, Е.И. Психолого-педагогические трудности обучения первоклассников.-2018/Пачатковая школа №8.-С.56-61.
  16. Пузыревич, Н.Л. Как подготовить ребенка к поступлению в школу /Н.Л.Пузыревич //Диалог. – 2013. – №8. – С.12-17.
  17. Савенков А., Смолер Е., Островская А. Теоретические подходы к организации исследовательской деятельности в условиях преемственности дошкольного и Iступени общего среднего образования -2017/Пралеска №7.-С.5
  18. Свинцицкая, Г.И. Определение готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе /Г.И.Свинцицкая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – №6. – С.18-
  19. Учватова Н. В. Организация утренней встречи в начальных и дошкольных учреждениях./ Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа.- № 7 2012.-С.45-46
  20. Чанова, Т.А. Преемственность – особое внимание/Т.А.Чанова//Пачатковая школа. – 2011. – №3. – С.46-47.
  21. Чикилёва З. Залог успешного обучения .-2014/Пралеска №8.-С.27-28
  22. Шемерей, Н. М. Эффективность работы педагогов в период преподавания интегрированного учебного курса «Введение в школьную жизнь» / Н. М. Шемерей // Пачатковая школа. – 2017. – № 7
  23. Шинкарчук, И. А. Практикум по преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования / И. А. Шинкарчук // Пачатковая школа. – 2016. – № 8
  24. Андрэйчыкава Л. Метадычная падтрымка кіраўнікоў і педагагічных работнікаў
    устаноў дашкольнай адукацыі па ажыццяўленні супра-цоўніцтва з сем’ямі
    выхаванцаў. 2018/ журнал «Пралеска» № 11 (12).
  25. Губар А. Ребёнок на пороге школы. 2018/ журнал «Пралеска» № 8 (71).
  26. Мельникова Е. На пороге школы. 2018/ журнал «Пралеска» № 4 (16).
  27. Козлова Т. Школа. Школьные принадлежности. 2020/ журнал «Пралеска»
    № 4 (70).
  28. Мороз С., Шкор М. Родительский клуб «На пороге школы». 2020/ журнал
    «Пралеска» № 4 (45). Давайте познакомимся! № 4 (46). Личностная и
    социально-психологическая готовность к школе. № 4 (48). Скоро в школу!
    № 4 (50).
  29. Гапанович-Кайдалова Е. Как подготовить ребёнка к школе и развить его
    способности. 2021/ журнал «Пралеска» № 2 (10).

Источник: https://uo.schoolnet.by/

свернуть

Фотогалерея

Праздник " Посвящение в первоклассники"

 

 

Представление "Новогоднее путешествие "

 

 

свернуть
поделиться в: