Советы психолога

"Как определить, что ребенок стал жертвой насилия"

Консультация для педагогов: «Как определить, что ребенок стал жертвой насилия»

Насилие над детьми является распространенным явлением в современном мире. К сожалению, несмотря на то, что преодолению этой проблемы уделяется большое внимание, случаев насилия в отношении несовершеннолетних не становится меньше.

Наряду с домашним и иным насилием над детьми, особую актуальность белорусского общества имеют сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, а также их сексуальная эксплуатация, которая может как сопутствовать сексуальному насилию, так и совершаться отдельно от него.

 Решением задач предупреждения и преодоления этих негативных явлений занимаются представители правоохранительных органов, медики, юристы, социальные работники, педагоги, психологи и другие специалисты.

Вместе с тем основной чертой насилия, особенно сексуального, и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, затрудняющей их предупреждение, выявление и пресечение, остается высокая латентность (несообщение о преступлении жертвой, ее законным представителем, иным осведомленным лицом, его сокрытие).

Причины этого бывают:

психофизическими (когда потерпевший не воспринимает происходящее как преступление либо не способен надлежащим образом реагировать на него и, соответственно, сообщить о нем куда-либо в силу своего возраста либо психофизического состояния (например, особенностей психического развития), и т.п.);

индивидуально-психологическими (стыд, боязнь наказания и (или) огласки со стороны жертвы или ее законного представителя; воздействие применяемых преступником к жертве шантажа, угроз, искусственно сформированного «комплекса вины», иных психологических манипуляций; устойчивая психологическая, материальная или иная зависимость жертвы, ее законного представителя от преступника (например, когда это один из родителей); осознанное нежелание жертвы, ее законных представителей участвовать в уголовном процессе и др.);

социальными (низкий уровень правосознания и осведомленности общества и отдельных граждан по проблематике сексуального насилия и эксплуатации 6 отношении детей, вовлеченности в борьбу с ней; социальное и (или) семейное неблагополучие и т.д.);

цифровыми (перемещение действий, направленных на насилие психофизическими (когда потерпевший не воспринимает происходящее как преступление либо не способен надлежащим образом реагировать на него и, соответственно, сообщить о нем куда-либо в силу своего возраста либо психофизического состояния (например, особенностей психического развития), и т.п.).

Для эффективной борьбы с насилием и эксплуатацией в отношении детей важно владеть понятийным аппаратом в данной сфере.

В словаре С.И. Ожегова насилие в общем смысле истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

Насилие над ребенком - это любое неслучайное поведение взрослых или других детей/подростков, выходящее за пределы норм поведения и/или несущее значительный риск физического или психологического ущерба ребенку. Такое поведение может быть намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).

Выделяют следующие основные виды насилия в отношении детей:

физическое - неслучайное (преднамеренное) использование физической силы в отношении ребенка, которое приводит или с большой долей вероятности может привести к ущербу для его здоровья, жизни, развития и человеческого достоинства. Физическое насилие может включать такие действия, как побои, пинки, царапины, толчки, пощечины, хватание, укусы, удушение, ошпаривание, ожоги, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами и т.д.

психологическое (эмоциональное) - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, которое выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Включает словесные оскорбления, унижение достоинства, открытое неприятие, враждебность, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; шантаж, угрозы; предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка и др. Единичный случай не является психологическим насилием. Для этого вида насилия характерно формирование климата, и важным компонентом для выявления психологического (эмоционального) насилия является систематический, повторяющийся характер. Эмоциональное насилие может быть намеренным или неосознанным, но это всегда длящееся поведение.

пренебрежение нуждами ребенка - оставление его без присмотра и защиты, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи (неоказание или несвоевременное обеспечение медицинской помощи).

сексуальное - использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения, а равно вовлечение ребенка в сексуальную активность, значения которой он в полной мере не понимает и не может дать на нее осознанного согласия, которая не соответствует уровню его развития и (или) нарушает законы и социальные запреты общества.

 Несовершеннолетние могут подвергаться насилию со стороны как взрослых, так и других детей или подростков.

Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего является наиболее специфичным видом насилия и также подразделяется на виды, бывая:

физическим, то есть сопровождающимся физическим воздействием;

интеллектуальным (психологическим), то есть не сопровождающимся физическим воздействием.

 

 Под эксплуатацией в общем смысле понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае. если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, включая рабство или обычаи, сходные с рабством.

Сексуальная эксплуатация подразумевает выполнение несовершеннолетним работ или оказание услуг сексуального характера - занятие проституцией, участие (позирование) при изготовлении порнографии (в том числе самостоятельное изготовление своих порноизображений по просьбе или требованию преступника) и т.п.

Применительно к ребенку эксплуатация, как и сексуальное насилие, может сопровождаться как прямым принуждением, так и «мнимой добровольностью», обусловленной несовершеннолетним возрастом потерпевшего (ей).

Предупреждение и преодоление проблемы насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних в нашем обществе имеет чрезвычайно важное значение в силу наименьшей защищенности детей и подростков.

Насилие, пережитое в детстве, является серьезным травмирующим событием, которое может оказывать значительное негативное влияние на поведение и благополучие человека на протяжении всей его жизни. Например, последствиями насилия могут стать низкая самооценка, неуверенность в себе и своих силах, чувство неполноценности, постоянные приступы беспокойства, тревожные состояния, недоверие к людям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и другие негативные проявления. То же самое может повлечь и эксплуатация ребенка.

Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком или эксплуатировать его. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый несовершеннолетний имеет право на защиту от насилия и эксплуатации.

 Существует целый ряд нормативных правовых актов и иных документов, которые обеспечивают защиту ребенка от насилия и эксплуатации:

Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка»;

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;

Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

 Уголовный кодекс Республики Беларусь;

и др.

 

За защитой ребенка в ситуации насилия или эксплуатации несовершеннолетний, его законные представители могут обратиться:

в органы внутренних дел (милицию), Следственный комитет Республики Беларусь, органы прокуратуры;

к руководителю, педагогу, педагогу-психологу, педагогу социальному учреждения образования;

к медицинскому работнику организации здравоохранения.

За помощью ребенку, его близким в ситуации насилия или эксплуатации можно обращаться:

в районные социально-педагогические центры (по месту жительства);

в Республиканский центр психологической помощи (г.Минск, +375173001006);

в территориальные центры социального обслуживания населения (по месту жительства);

в государственное учреждение «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» (г. Минск, тел. +375173173232, +375293673232 («Al»), +375336033232 («МТС»));

в учреждение здравоохранения «Минский городской клинический центр детской психиатрии и психотерапии» (+375173208871);

 в центры дружественного отношения к подросткам (на базе организаций здравоохранения по месту жительства);

на республиканскую телефонную «горячую линию» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (тел. 88011001611);

 на телефон экстренной психологической помощи для детей и подростков (+375172630303);

посредством анонимной и бесплатной консультации психолога для подростков (с 14 до 19 лет) на онлайн платформе Talk2ok.by.

 

свернуть
поделиться в: