Ответственность за экстремизм

Ответственность за экстремизм

За распространение, а равно изготовление, издание, хранение и перевозку в целях распространения экстремистских материалов в Республике Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Экстремистские действия обязательно должны быть публичными и направленными на пропаганду.

Если согласно экспертному заключению в представленных образцах устанавливается наличие признаков проявления экстремизма, данное обстоятельство является поводом для проведения проверки на предмет наличия состава преступления по следующим статьям Уголовного кодекса РБ:

ст.361 УК «Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь»,

ст.361-1 УК «Создание экстремистского формирования либо участие в нем»,

ст. 361-2 УК «Финансирование экстремистской деятельности», 

ст. 361-3 УК «Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка либо подготовка лиц к такому участию»,

 ст. 361-4 УК «Содействие экстремистской деятельности»

ст. 361-5 УК «Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности».

В Беларуси установлена административная ответственность (по части 1 статьи 19.11 КэАП) за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистский деятельности или пропагандирующей ее.

Такие действия влекут наложение штрафа на физлица в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 50 базовых величин, на юрлица – от 50 до 200 базовых величин. Предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.

Правоохранители постоянно отслеживают информационные продукты на разных носителях – печатных, электронных и сетевых. Материалы представляются на рассмотрение в республиканскую экспертную комиссию по борьбе с экстремизмом и реабилитацией нацизма. Назначаются эксперты, идет изучение и готовится заключение на предмет наличия либо отсутствия признаков экстремизма. Как только продукция попадает в республиканский список экстремистских материалов (размещен на сайте Министерства инфэрмации mininform.gov.by), доступ к ней должен быть моментально ограничен.

За распространение такой информационной продукции, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозку с целью распространения, предусмотрена наказание пэ части 2 статьи 19.11 КэАП Республики Беларусь.

На физлица могут налагаться штраф в размере от 10 до 30 базовых величин, общественные работы либо административный арест дэ 15 суток, на ИП – штраф в размере от 50 до 100 базовых величин, на юрлица – от 100 до 500 базовых величин. При этом обязательна конфискация предмета административного правонарушения. Дополнительно может применяться конфискация орудий и средств совершения правонарушения.

Хранение материалов подразумевает под собой в частности фактическое нахождение на устройстве (на мобильном телефоне, планшете, компьютере) файлов, признанных экстремистскими.

В телеграмме весь контент, который отправляют другие люди, и просмотренные файлы могут по умолчанию сохраняться в папку Telegram Desktop. Автоматические сохранение происходит также в вайбере. Запретить такие действия можно в настройках приложений.

Участие в группах и чатах, признанных экстремистскими, осуществление в них деятельности, оставление комментариев, сообщений, а равно пересылка файлов другим участникам групп образуют состав административного правонарушения. Как и размещение на страницах в соседях экстремистских материалов, преставление на них лайков, совершение их репортов.

Правоохранители успешно приводят деанонимизацию администраторов и наиболее активных подписчиков экстремистских телеграмм-каналов и чатов. Документируются все сообщения в мессенджерах и соцсетях, побуждающие к экстремистской деятельности, и другие действия пользователей по созданию протестной активности.

 

Кроме того, за участие лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Республики Беларусь является основанием для начала рассмотрения материалов по утрате гражданства Республики Беларусь в соответствии с частью второй статьи 19 Закона  Республики Беларусь от 01.08.2002 г. № 136-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.12.2020 г. № 67-З) «О гражданстве Республики Беларусь».

Республика Беларусь понесла колоссальный ущерб от действий фашистской Германии и ее пособников в период Второй мировой войны, придерживавшихся идеологии национал-социализма, ключевым положением которой является расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Несмотря на это, в настоящее время в Беларуси получили определенное распространение идеи крайне правого толка, фиксируются факты искажения событий прошлого, в интернете публикуются псевдоисторические статьи, оправдывающие нацистских преступников и их пособников, которые несут в себе потенциальную угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

В Беларуси вопросам недопущения реабилитации нацизма всегда уделялось особое внимание, что нашло свое отражение в Законе “О недопущении реабилитации нацизма” подписанным 14 мая 2021 года Президентом Республики Беларусь, которым комплексно регулируется вопросы противодействия этим негативным проявлениям.

Необходимо знать об ответственности за хранение фото и видеоматериалов с нацистской символикой или атрибутикой в открытом доступе на страницах в социальных сетях, о чем говорится в ст.19.10 КоАП Республики Беларусь.

Статья 19.10. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики

  1. Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
  2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

 

Примечание. Не являются административными правонарушениями публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных, зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики или атрибутики.